МАСЛЕНИЦА
Деревня к деревне в гости ехала, показать себя. По стародавнему поверью, кто схоронится в своей избе — тот и двор свой схоронит. Дети и молодежь собирались на высоких местах или на снежных горках для катания. Горели праздничные костры, пелись масленичные песни. Второй день Масленицы называли «заигрыш» Устраивается шумное и веселое взятие снежных городков — специально построенных для такого случая крепостей из снега. Катание на тройках на перегонки. Ряженые собирались по дворам ходить и уже пели ни свет ни заря: Едет, едет Масленица! Ряженые «заигрывали» у изб, вызывали большух, старших по хозяйству бабонек, сойти с крыльца, позвать в избу Масленицу, поводить по избе. Масленица могла быть и соломенным снопом, который по мере хаживания ряженых от двора ко двору «наряжался». Кое-где ряженые носили на длинной жерди голик (голый веник). Бабоньки выходили со своих дворов и повязывали на голые ветки тряпицы-скудицы.О скуде что говорить. Скуда и нуждой тянет, и худобой к земле пригнетает. Так что каждая бабонька знала, что за скуда в избе завелась. Как бы наговаривая на тряпицу, отымала она от себя боли резучие, или от своего дитя ночницы неспокойные, или от скотины — болезни. Повязывая тряпицу-скудицу на одну из веток голика, она должна была откупиться. Ведь ряженые были хранителями всех наговоренных и собранных с деревни тряпиц-скудиц.А как же на тряпицу-скудицу заговаривали? Вот тому слово крестьянское, от чахлости оно чрева бабьего: Свете Тихий! Третий день Масленицы называли в деревне «лакомка» Лакомилась блинами деревня. Сметану да масло да земляничное варенье на стол ставила большуха. Теща приглашала в дом молодого зятя с женой. А ряженые тем временем кликали у дворов: А вы, люди, Масленицу состречайте! Хвалились Масленицей хозяева. Непременно горшок с блинами брали, выходя из избы. Да с соседом встретившись, просили отведать блинка своего. Четвертый день Масленицы — «широкий четверг» Возрождение солнечных дней славили наши предки. Будто бы знаком солнца поспел па угольях в печи и блин. А тем временем голик с тряпицами-скудицами был воткнут за деревней на пригорке. К нему могли принести ото всякой избы худую солому. Ее вытрясали из матраса, на котором лежал больной человек. Приносили и рухлядь домашнюю, и лапти сношенные, сено, которым стирали с отелившейся в это время коровы пот. Пятый день Масленицы — «тещины вечера» Молодожены угощали родителей. Зятья угощали тещ. А тем временем ребятишки, парни и девушки катались с гор, веселились. Горки поливали водой. Шестой день Масленицы — «золовкины посиделки» Молодые невестки принимали родных со стороны мужа. Угощение сопровождалось взаимным обменом подараками. С этого дня она становилась полноправным членом семейного женского коллектива. Что говорить — мир да лад не всегда между бабами царил. А тут праздник давал как бы предлог: сойтись душами, сговориться в житье-бытье. Напоследок отмечались проводы Масленицы В этот день прощали друг друга, горькое и досадное с душ снимали, обиды избывали. А ввечеру зажигали Масленицу. Разгорался высокий костер. Прощай, Масленица, пересмешница! Седьмой день Масляницы — «прощеное воскресенье» В этот день близкие люди просят друг у друга прощение за причиненные обиды. Не стоит и ныне забывать этот мудрый обычай. Масленица по украинскому обрядовому календарюВстречный понедельник, рождение колодки Женщины и девушки собираются в веселые компании и отмечают приход Масленицы в шинках (в современных условиях вполне можно заменить рестораном или баром). Мужчины, также могут принять участие в этом действии, однако вначале девушки должны привязать им на шею колодку (обычно для нее берется полено дров) снять которую можно только за магарыч. Вечером вся женская ватага заходит в гости к неженатым парням (иногда девушкам). Принять их нужно как самых дорогих гостей. Матерям, чьи сыновья долго засиделись в «парубках», к ноге привязывается символическая колодка, снять которую также можно с помощью магарыча. Вторник — крестины колодки Женщины вновь посещают шинок, чтоб «проведать оставленную в понедельник колодку». В этот день в шинках собирается больше народу, и в компанию включаются мужчины. Как и в понедельник, им на шею привязывают колодку, но уже меньшего размера. Вечером вся компания проведывает семейные пары, у которых нет детей. Среда — Знобы-бабы Особых обрядов не отмечено. Женщины и мужчины отмечают крестины колодки. Четверг — широкий (переломный) четверг, Евдокии Женщины вновь собираются в шинках и поднимают тосты. Категорически запрещено в этот день прясть. В четверг отмечают смерть колодки.На Евдокии по старому стилю попадает первый день весны. Предвестником ее прихода считаются ласточки, которые являются покровителями дома. Если кто увидит на Евдокию ласточку, то нужно взять в ладони горсть земли и бросить в нее приговаривая: «Возьми, ласточка, на гнездо, а людям — на добро!». Пятница — похороны колодки В этот день зять должен всячески ублажать тещу. С большими почестями он садит ее в сани и везет по улице. По характеру и нраву тещи определяется и качество дороги. Ласковая теща — дорога ровная и гладкая, злая и неприветливая — колдобины, крутые повороты. Вечером за столом зять поднимает тосты в честь тещи, чтобы у нее в «горле не пересыхало». Суббота — оплакивание колодки Как и на среду, особых обрядов нет. Люди готовятся к веселому празднованию «Масляного воскресенья». Воскресенье — Сыропустное воскресенье, Черное воскресенье Последний день перед Великим постом. В дальнейшем нас ожидает семь недель полной ограничений жизни. Нужно обойти всех своих родственников и знакомых, и попросить друг у друга прощения за возможные обиды, чтобы пост встретить с чистыми помыслами и чистым сердцем. На улицах устраиваются разнообразные забавы и гуляния. Традиционное блюдо в этот день, в отличие от русской традиции, — вареники с сыром. Существует очень интересный обряд «Полоскания зубов». После трапезы необходимо вытащить весь оставшийся в зубах сыр, чтобы «черти не вытянули его вместе с зубами».
|